Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2000 / Организационно-педагогические условия формирования социально-значимых мотивов подростков во временном детском объединении

Опыт создания условий воспитания и развития личности

Стр. «66—72»

Абелина Киреева

Организационно-педагогические условия формирования социально-значимых мотивов подростков во временном детском объединении

 

Мотив определяет содержание смысла жизни

Проблема формирования социально значимых мотивов находится в центре изучения научных дисциплин, предметом которых является человек. Именно отношение мотива деятельности к непосредственной цели деятельности позволяет понять существо смысла жизни человека. При этом ведущую психологическую смысложизненную нагрузку в системе мотив — цель играет мотив. С мотива «начинается» смысл, при изменении мотива происходит соответствующее изменение смысла, мотив определяет содержание смысла.

Смысл не существует в сознании в готовом виде, а является продуктом внутренней активности субъекта, с помощью которой он определяет, какому мотиву служит данное действие и является ли оно оптимальным с точки зрения соответствия его мотиву, нормативным требованиям и достигнутому результату. Поэтому личностный смысл и определяется как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Формирование смысла жизни психологически своим исходным моментом всегда имеет мотивацию.

Проблема смысла жизни

Анализ взаимосвязи и взаимозависимости категорий «смысл жизни — мотив — ценность» позволяет прийти к следующему выводу: смыслу жизни нельзя научить, насильственно навязав его человеку. Он должен быть найден человеком самостоятельно, обретен своим собственным путем в каждой данной жизненной ситуации в процессе свободного развития. Многие современные исследователи проблемы смысла жизни (Кон И.С., Обуховский К.Н., Шаронов В.В. и др.) обращают внимание на различия смысложизненного поиска в юношеском и зрелом возрастах, связывая эти различия с особенностями миропонимания и уровнем отношения к себе и к внешнему миру. Поэтому человек должен быть воспитан в духе поиска и уверенности в возможности обретения им смысла своей жизни. А ценности, знания, идеалы, цели — это помощники (ориентиры) поиска смысла жизни, а не смысложизненные самоцели.

Теории мотива в психологии

Все теории мотивирования, сложившиеся на эмпирических материалах изучения психики человека, обращали внимание на то, что в формировании социальных мотивов поведения человека существенное значение имеет «стимул — реакция», «организм — среда», «подкрепление — компетентность» и т.п. Социально значимыми они становятся в том случае, если личность обнаруживает успешность, удовлетворенность от поведенческого акта, самоактуализируется, повышая свое мастерство и компетентность. В западной психологии сложились и были зафиксированы принципы, объясняющие поведение человека, к которым можно отнести на основе проведенного анализа следующие: принцип стимульности; принцип реактивности; принцип адаптивности; принцип непосредственных ассоциативных связей (когнитивная психология).

Вместе с тем, многие зарубежные психологи рассматривали деятельность не как многосложный поведенческий акт, детерминированный внутренними и внешними мотивами развивающейся личности, а только как средство самодетерминации человека, направленное на адаптирование личности к условиям внешней среды. Ценность теоретических взглядов западных психологов заключается в том, что ими разработана теория индивидуализации развития человека в пространстве свободы выбора поведенческого акта, позволяющая глубже понять скрытые механизмы самоидентификации, самоактуализации личности в процессе саморазвития.

В отечественной психологии при исследовании проблем развития человека за основу была взята категория деятельности, которая, с одной стороны, рассматривается в качестве объяснительного принципа всех психических проявлений человека, с другой — в качестве предмета исследования динамической структуры личности человека. Важно, что во всех исследованиях деятельность определяется как процесс реализации жизненных отношений субъекта в предметном мире и как источник саморазвития субъекта. Л.С. Выготский вводит понятие «социальной ситуации развития», которая конкретизирует индивидуальный путь развития конкретного человека и в конкретных жизненных условиях. Это обстоятельно очень важно для нашего исследования и позволяет сделать ряд промежуточных выводов:

1. Область развития и обогащения социально значимых мотивов человека лежит в области внутренней и внешней деятельности.

2. Деятельность в этом понимании представляет собой практику индивида и всегда социальна, предметна и сознательна.

3. Мотив, являясь предметом потребности, приобретает социально значимый характер, если направлен на преобразование опредмеченного мира во взаимодействии с другими людьми и предметным миром, в котором человек — субъект саморазвития и самоопределения.

4. Успешность освоения, развития и обогащения социально значимых мотивов зависит от социальной ситуации развития, которая в целях воспитания и образования личности может моделироваться и имитировать отдельные процессы жизнедеятельности, представляя собой социальную среду развития личности.

Детерминация социального мотивирования личности

В данном контексте полученные выводы соотносятся с идеей, высказанной А.Г. Асмоловым, что процесс социализации всегда есть процесс индивидуализации личности. Проведенный анализ исследований в отечественной психологии позволил выделить психологические основания социального мотивирования личности человека, условия и факторы этого процесса:

1. Мотивированное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и ситуационного. Под личностным фактором понимаются мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным — внешние, окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т.д.). Человек поступает в соответствии с тем, как он оценивает и интерпретирует окружающую действительность.

2. Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения: 1) внешней мотивации и соответственно внешне мотивированного поведения и внутренней мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения. Внешняя мотивация — конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я (self) личности или вне поведения. Достаточно инициирующим и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Внутренняя мотивация — конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного «Я» и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.

3. Развитие и обогащение социально значимых мотивов человека определяется содержанием ценностно-ориентационной деятельности человека, а ее внешнее проявление определяется направленностью личности на внешнее окружение (мир людей и предметный мир).

4. Обыденные явления окружающей жизни посредством ценностно-ориентационной деятельности поднимаются на уровень философско-мировоззренческих обобщений, которые, становясь убеждениями, жизненными принципами, определяют поведение и характер деятельности личности в смысловых и целевых установках человека.

Воспитание социально значимых мотивов подростка

Изменение парадигмы воспитания на признание подростка субъектом саморазвития, сложившаяся в последние десять лет, привлекло внимание многих исследователей к изучению ценностно-бытийного характера развития человека. Аксиология как теория ценностей легла в основу формирования личностно-ориентированного подхода, идей педагогической поддержки, механизмов педагогического взаимодействия, направленных на самоопределение подростка в выборе форм, содержания и направленности саморазвития.

В связи с вышесказанным стояла задача не проанализировать весь объем исследований, а попытаться, с позиции аксиологического подхода к проблеме личности, выявить механизмы педагогического влияния на развитие и обогащение социально значимых мотивов подростка. В результате этого анализа были сделаны следующие выводы:

1. Развитие и обогащение социально значимых мотивов подростка возможно в том случае, если в детском объединении создается ситуация мотивационно-ценностных отношений и взаимодействия, в которой может быть проявлена индивидуальная гуманистическая позиция подростка.

2. При определении содержания педагогической деятельности ведущим фактором становится создание условий для подростка, при которых он чувствует себя субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за свой коллектив, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в жизнедеятельности детского сообщества, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию преобразовывать себя как гуманную личность.

3. Временное детское объединение должно стать для подростка событийной общностью, в которой он действительно может встать в отношение к своей жизнедеятельности на уровне рефлексивного сознания, другими словами проявить свою субъектность.

Процесс накопления социального опыта подростка находится в прямой зависимости от его способности к самоопределению, которое формируется прежде всего субкультурным окружением ребенка на ранних стадиях его развития.

От самоопределения к самореализации

Анализ литературы и осмысление практических результатов исследования позволяют отметить, что самоопределение предполагает формирование у подростков определенных индивидуальных качеств, направленных на возможность самореализации в различных социальных процессах. В том числе:

— потребности построения собственного поведения и деятельности на основе имеющихся культурных норм;

— убежденности в ценности воспринимаемых проявлений культуры для своей личности, для саморазвития, что порождает ощущение адекватности своих чувств, мыслей, желаний с представлениями окружающих его людей;

— способности осознать то, как окружающие (и адекватно ли) воспринимают его место в культурном пространстве, действия по самоопределению и особенности субкультурного поведения с целью последующей коррекции межличностных взаимодействий;

— способности к самооценке культурной активности (собственной и других) и постоянной коррекции взаимодействий с окружением, что порождает способность к самореализации;

— потребности к селективному восприятию окружающей действительности, сознательному выбору и обоснованию подростком своего жизненного пути, принятию или отторжению им определенных ценностей культуры в зависимости от собственного социального опыта.

Показатели самоопределения

В качестве показателей самоопределения выбраны те, которые вытекают из его сущности: наличие целей в жизни; развитие самоинтереса и эмоциональной насыщенности жизни, ее осмысленность; стремление к самопознанию, увеличение самосознания личности; удовлетворенность самореализацией; развитие умения выходить из конфликтной ситуации с помощью компромисса и взаимоуважения интересов; наличие субкультурной ориентации (Леонтьев Д.А., Слободчиков В.И., Газман О С., Крылова Н.Б., Якиманская И С., Тубельский А.Н.).

Результаты эмпирического поиска

Теоретическому анализу исследуемой проблемы сопутствовал эмпирический поиск качественных показателей развития и обогащения социально значимых мотивов подростков под влиянием социокультурной ситуации в стране и педагогического содержания, разрабатываемого педагогическим коллективом, который возглавляет автор исследования. Такой подход обогащал и дополнял оба направления поиска, что вылилось в длительное (лонгитюдное) исследование (1989-99 гг.) социально значимых мотивов подростков с целью определения адекватного педагогического содержания, отвечающего, с одной стороны, новым тенденция в области педагогики, с другой — рассмотрению подростка как субъекта саморазвития.

Результаты исследования показали, что все годы приоритетными мотивационными объектами подростков оставались отношение к саморазвитию, социальная активность, потребность в межличностном общении, познавательные интересы, спортивные занятия, досуговые формы деятельности, отношение к собственному здоровью.

Кроме того, результатом исследования стал собирательный портрет современного подростка, характерной чертой которого явилась противоречивость его самооценки. Была выявлена совокупность условий, влияющих на процесс формирования социально значимых мотивов во временном детском объединении:

Педагогическое влияние

( условия внешней мотивации)

Предварительная ( до приезда в "Орленок") информация о возможностях детского лагеря в реализации интересов и потребностей ребенка в период его нахождения в центре, о содержании и видах деятельности, предлагаемых педагогическим коллективом, о законах и традициях "Орленка"

Проявления внутренне

мотивированного поведения и деятельности подростка

Тенденция к включению в деятельность. Внешне мотивированное поведение прекращается, как только исчезает внешнее подкрепление

 

 

Интенсивные средства адаптирования ребенка к новым условиям проживания и субъектизации его позиции к педагогическому содержанию детского лагеря ( система психотехнических инр, коллективных творческих дел, диагностика возможностей подростка в оргпериод смены) Внутренне мотивированное поведение может продолжаться достаточно долго. Даже при отсутствии внешнего подкрепления предпочитают задания оптимальной для себя трудности, что способствует получению удовольствия от участия в деятельности
Наличие и гарантия выбора индиаидуально привлекательных видов деятельности Положительно влияет на когнитивную гибкость, стимулирует эвристические методы включенности в деятельность, снижает эмоциональные комплексы общения и отношений
Характер самой деятельности должен быть оптимального уровня сложности, так как именно такая деятельность позволит подростку реализовать свое мастерство и не даст почувствовать себя неэффектным Облегчает выполнение деятельности, вызывает эмоции интереса и радостного возбуждения во взаимодействии со сверстниками, влияет на повышение самооценки подростка

Задания для подростков жолжны иметь новизну, творческую сложность и непредсказуемость, так как именно такие задания требуют от человека проявления больших способностей для их успешного выполнения, чем простые, знакомые и привычные

 

Способствует креативности, значительно увеличивает качество и скорость решения эвристических задач самореализации, происходит более качественное усвоение социально и личностного значимого опыта отношений и взаимодействия


 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности