Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2000 / Опыт организации группового взаимодействия во временных объединениях подростков

Опыт создания условий воспитания и развития личности

Стр. «84—101»

Сергей Панченко

Опыт организации группового взаимодействия во временных объединениях подростков

 

Каждый человек и его опыт уникален, индивидуален и непредсказуем

В статье изложены методические советы взрослому, работающему с подростками и готовому прийти им на помощь в понимании собственного «Я». Об этом сейчас написано много специальной литературы. Мир детства так многолик, что понять его до конца невозможно, так как собственное «Я» каждого представителя этого мира уникально, индивидуально, непредсказуемо.

Знакомясь с литературой по психологии подростничества, с тренинговыми технологиями, с методическими рекомендациями по организации и проведению совместной работы с детьми, следует понимать, что этот взгляд, позиция, отношение, профессиональный и человеческий субъективный опыт автора, которые вряд ли всегда объективно проявятся работе с детьми. Потому что каждая встреча с ребенком, группой подростков всегда — событие, которое никогда не повторится, так как она всегда уникальна, индивидуальна, непредсказуема.

Читая советы многочисленных авторов по работе с детьми, разумно больше доверять своим чувствам, своему профессиональному и человеческому опыту, откликаться на то, что созвучно своим взглядам, позиции, отношениям, потребности в собственном развитии. Пусть не довлеют имена научных авторитетов, потому что в своей человеческой и профессиональной ипостаси каждый из нас уникален, индивидуален, непредсказуем.

Ожидания подростков от взрослых

Подростки ждут общения со взрослыми, потому что по их мнению:

— проблемы детей в опыте взрослых;

— талантливость детства в поддержке взрослых;

— в равноправном общении взрослых и детей возможно развитие.

Они ждут от встречи с взрослым добра и понимания, уважения и справедливости, познания себя и других, окружающего мира и себя в этом мире, доброго мудрого совета взрослого, которому можно доверить свои проблемы, с которым можно на равных поспорить о жизни, политике, проблемах общества. Именно в таких контактах взрослых и ребят происходит то, что ученые называют развитием человека.

Автор представляет личный опыт

Автор этих строк многие годы работает с подростками и здесь будет описан личный опыт сотрудничества с миром детства, личные взгляды, личная позиция. Для автора любой человек, с которым он соприкасается в жизни — уникален, индивидуален, непредсказуем. Поэтому всякий раз, готовясь к встрече с детьми, вырабатывается некая схема своей будущей работы с ними, позволяющая гибко реагировать на ситуацию, на эмоциональное состояние группы, отдельного подростка. Основная задача — создать комфортные условия для участников встречи, снять тревожность, напряженность, показать, что в любой ситуации общения, отношений важно понимание и стремление понять другого, несмотря на собственную позицию, собственные взгляды и найти такую стратегию поведения, которая не будет подавлять себя и другого.

«Не возможности» в общении

Автор, как носитель норм взрослого мира, показывает ребятам образцы поведения, общения и отношений между людьми, открыто демонстрируя свои взгляды, свое отношение. В этом помогают пять не возможностей, которые стали своеобразными заповедями:

— не вести ребят туда, куда я сам не иду;

— не учить тому, чего я сам не знаю;

— не давать им то, чем я сам не живу;

— не делиться с ними тем опытом, которого у меня нет;

— не возвращаться оттуда, где меня не было.

Знакомясь с ребятами, важно рассказать им об этих заповедях, демонстрируя свою открытость и желание к сотрудничеству с ними.

Таким образом, для работы с подростками — творческой, конструктивной, проективной и любой другой — важно позиционное самоопределение взрослого, комплекс его ценностных ориентаций (профессиональных, человеческих), которые позволяют ему войти в открытый контакт с ребенком, продемонстрировать культурные образцы отношений и общения людей. На мой взгляд, это одно из ведущих условий успешной совместной деятельности взрослых и детей.

Сопровождение временных подростковых объединений в первые дни

Ниже описывается последовательность, структура и содержание психолого-педагогического сопровождения временного детского объединения подростков в оздоровительном центре в первые дни пребывания ребят. Это описание надо рассматривать как один из возможных вариантов активизации познавательных процессов подростков, направляемых на стимулирование их социальной активности, самоопределение и самореализацию в социально и личностно значимых видах деятельности и отношений; на приобретение детьми опыта самопознания, самореабилитации и организации коллективной жизни, что в свою очередь стимулирует процессы оздоровления подростков.

Групповая деятельность как взаимодействие

Любая групповая деятельность (а смена в детском лагере всегда будет рассматриваться как один из видов групповой деятельности) есть факт взаимодействия людей, в нашем случае, оно происходит в системах «взрослый ( подросток»; «взрослый ( детская группа»; «подросток ( группа»; «подросток ( подросток». Взаимодействие осуществляется ради достижения какого-то социально и личностно значимого результата. В подростковой среде этот результат чаще всего размыт и не очень им самим ясен.

Информационный этап групповой деятельности

Поэтому первым шагом взрослых — организаторов групповой деятельности становится информационная работа, которая должна дать ребенку ответ на следующие, значимые для него вопросы: «Зачем я приехал в лагерь? Что и как будем делать? Что приобрету для себя? Буду ли я защищен?». Этим обеспечивается мотивационное самоопределение подростка, формирование его интереса к предстоящему взаимодействию. В то же время, возникает ситуация выбора и принятия решения об участии с позиции добровольности и ответственности за принятое решение. Тем самым задается комплекс условий, определяющих субъектность подростка к предстоящей смене в лагере. В этом основная цель подготовительного информационного этапа, который начинается для педагога-вожатого еще до приезда ребят в лагерь.

Одним из вариантов подобной информации, которую мальчик или девочка должны получить задолго до приезда в лагерь, может стать памятка участника предстоящей смены. Памятка не только отвечает на возникающие у подростка вопросы, но и дает ему возможность познакомиться с правилами, режимом и смыслом будущей лагерной жизни. К ней можно вернуться несколько раз, уточняя для себя какие-то позиции.

Ожидания подростка от смены

В наших исследованиях были выявлены следующие ожидания подростков от предстоящей смены в детском лагере:

* в получении навыков демократического проживания в детском коллективе;

* в достижении успеха в различных видах деятельности, предоставляемых сменой, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

* в приобретении опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;

* в получении организаторского опыта и опыта самоорганизации;

* в расширении интеллектуальных и познавательных интересов о себе и окружающем мире;

* в собственном оздоровлении и физической закалке;

* в приобретении новых друзей и впечатлений.

Эти ожидания становятся ориентиром для вожатых в разработке содержания смены и памятки участника смены.

Подготовительная работа педагога

На подготовительном этапе у педагогов идет интенсивный отбор средств работы, логики построения групповой деятельности под те цели смены, которые определены в перспективных планах детского лагеря. Материалом для этого служат: анализ интересов и ожиданий подростков от пребывания в лагере, уровня их социальной активности и потребности в развитии и лидерстве, психологических особенностей. Это позволяет учесть те специфические особенности групп — отрядов, которые появятся в ходе взаимодействия, и помогают построить предварительную модель будущей работы педагога с ребятами. При это модель должна учитывать, что основным видом совместной деятельности будет общение, во всех его проявлениях и многообразии. Потому к составным частям модели групповой деятельности мы относим:

Модель групповой деятельности

1. Научно-методический блок, отражающий поиск и анализ современных путей, способов и приемов вовлечения подростков в сферу общения, где они, с одной стороны, самостоятельны, с другой стороны — заинтересованы в помощи и сотрудничестве взрослого в развитии собственной активности и самостоятельности. Профессионализм вожатого при этом не только и не столько в сумме имеющихся в его опыте способов и приемов групповой деятельности, сколько в умении гибко варьировать этими способами и приемами в зависимости от складывающейся ситуации.

2. Субъективизацию позиции подростка в группе (его активная включенность) по отношению к целям и содержанию работы отряда, на базисных категориях взаимодействия: свободы и ответственности, роста и актуализации личности участников; развития и саморазвития детей в сотрудничестве; присвоение личностью подростка ценностных ориентаций и культурных образцов общения и отношений с позиции защиты и защищенности всех участников взаимодействия.

3. Содержательная часть — создание атмосферы доверия, способствующей совместной продуктивной деятельности, обеспечивающей подросткам возможности в реализации и актуализации его личности, мобилизации мыследеятельностных процессов и реализации целей групповой деятельности. По мнению автора групповая коммуникативная деятельность должна представлять собой своеобразные клубные пространства, специально организованные взрослыми как культурный образец коллективных отношений и взаимодействия.

4. Личностно ориентированный блок, обеспечивающий каждому подростку психологическую комфортность в его действиях, мотивах участия в работе отряда, связанных с собственным развитием и реализацией.

5. Диагностический блок позволяет исследовать динамику социального и личностного развития ребенка, осмыслить условия и факты этого роста, обеспечить корректировку и фасилитацию (поддержку) общения и взаимодействия подростков как ведущего средства реализации идей групповой деятельности. Здесь речь идет не об использовании сложного психолого-диагностического инструментария, а о включенной рефлексии самого вожатого, который наблюдая, анализируя состояния подростков, их действия и отношение к происходящему, может быстро и оперативно через изменение способов своей работы изменить ситуацию, не теряя при этом общей логики групповой деятельности. Для диагностики можно использовать игровые приемы, цветопись, методы группового анализа и т.д.

Предложенная модель, может считаться универсальной и применима в работе с ребятами в различных детских объединениях, для различных воспитательных целей групповой деятельности. Важно содержательное наполнение каждой части модели в зависимости от целей этой деятельности.

Педагогические задачи реализуемые в групповой деятельности

В любом случае групповое взаимодействие решает целый комплекс педагогических задач социального, этического, нравственного и психологического характера. Субъектами реализации этих задач становятся: вожатый и другие взрослые — подросток — микрогруппа. В табл. 1 представлен возможный вариант решения подобных задач каждым субъектом нашей групповой деятельности. Безусловно, подростками они не формулируются так, как это представлено в таблице, но динамика развития группы, рефлексия каждого этапа движения, позволяет мне прописать их в подобном виде.

Правила группового взаимодействия

Одним из факторов создания доверительной, продуктивной атмосферы при групповом взаимодействии являются правила, применяемые на сознательном уровне участниками группы. Эти правила решают сразу несколько задач, с одной стороны — их применение в реальной жизни группы обеспечивает доверительность, открытость, комфортность

Таблица 1. Комплекс педагогических задач, реализуемых
в ходе группового взаимодействия

.
Субъект реализации
РУКОВОДИТЕЛЬ
ПОДРОСТОК
МИКРОГРУППА
Характер задач      
СОЦИАЛЬНЫЕ Я и Другие Создание условий для приобретения опыта коллективного взаимодействия с позиции самоопределения и самореализации. Формирование чувства сопричастности в общей деятельности, присвоение образцов коллективного взаимодействия Показ образцов коллективного взаимодействия с позиции мсполнения социальной роли каждым участником
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ Я и Другие Показ культурных ценностей общения и отношений между людьми с позиции доверия, уважения и защиты человека, его уникальности и индивидуальности Формирование чувства принадлежности к человеческому сообществу на гуманистических принципах взаимодействия Создание атмосферы уважения, доверия и заботы о каждом, построенной на самоопределении и добровольном участии членов группы
НРАВСТВЕННЫЕ Я - Человек Демострация норм отношения к человеку с позиции его самоценности, уникальности и индивидуальности Формирование чувства самоосознания с позиции норм человеческой морали во взаимодействии, общении и отношениях между людьми на основе осознанного стремления изменять себя Создание атмосферы индивидуальной неповторимости каждого, направленной на формирование положительного образа "Я" на основе норм деятельности
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Я - Человек успешный Создание условий для фасилитации, реабилитации и коррекции самооценки подростка, поощрение успешности участия в групповом взаимодействии, повышение его личной компетенции и осознания им индивидуальных целей участия Формирование чувства личной компетентности по отношению к себе, к другим участникам на основе показаи демонстрации своих возможностей и способностей Создание атмосферы поощрения и поддержки каждого участника группы на основе его индивидуальных целей участия, заботы и защиты

и защищенность участников совместной деятельности, с другой — демонстрирует этические, культурные ценности человеческого взаимодействия. Любая коллективная деятельность подростков, независимо от ее направленности, является гуманистической практикой для развивающейся личности, если эта деятельность построена на общечеловеческих принципах взаимодействия и отношений между людьми. Правила могут меняться в зависимости от целей предстоящей смены, но должны быть неизменными на весь её период. Поэтому в «Орленке» в свое время родились и живут до сегодняшнего дня законы и традиции, основанные на добром и уважительном отношении к человеку. Они как бы говорят каждому: «Не навреди своим поведением, действиями другому и ты сам будешь защищен в жизни!». Если правила не задаются, они рождаются в подростковой среде сами и не всегда носят гуманистический характер, так как привносятся из стереотипов субкультуры детства, порой жестокой и аффективной.

В одной из смен появились такие правила, которые в разных вариациях использовались автором в групповой работе с подростками. Естественно, что каждый раз эти правила осмысливались новыми участниками. Вот эти правила:

1. Мы делимся собственным опытом, находя точки соприкосновения, что позволяет нам объединиться.

2. Уважая каждого, мы видим его уникальность.

3. Мы поддерживаем друг друга в поиске собственных решений.

4. Мы здесь не для того, чтобы давать советы друг другу, а для того, чтобы понять и услышать друг друга.

5. Мы делимся опытом, учимся слушать, не осуждая и не оценивая друг друга.

Здесь прослеживается взаимосвязь правил с задачами групповой деятельности, приведенных в таблице 1. Эти правила являются одним из условий успешности реализации целей любого группового взаимодействия.

Приобретенный опыт должен переносится в жизнь

Приступая или готовясь к работе с подростками, надо помнить о том, что любое групповое взаимодействие, будь то в детском отряде в лагере, или в творческой группе по подготовке и проведению интересного дела, или планирование жизни классного коллектива, вырванное из контекста жизни подростка может нанести ему вред, если ему не показаны способы применения приобретенного опыта в реальной, обыденной жизни. Решение этой проблемы тоже в руках взрослого, реализация которой возможна через проигрывание различных жизненных ситуаций с использованием приобретенного опыта общения, отношений между людьми.

Таким образом, групповое взаимодействие при всех описанных выше условиях становится для подростка тренингом общения, личностного роста, коррекции самооценки и взаимоотношений между людьми, а главное — понимания собственного «Я».

Как можно подготовить ребят к активному участию
в деятельности отряда в детском лагере

Подготовительный этап завершен. Педагога ждет встреча с ребятами. И для него и для его будущих воспитанников это волнующее событие. Предлагаемая методическая схема может быть использована для перспективного планирования деятельности детского объединения в лагере на основе интересов, возможностей и способностей ребят.

В логической последовательности описан комплекс упражнений — игр, направленных на решение определенных задач. Они расположены по блокам для удобства использования педагогами-практиками. Каждое из упражнений дает возможность педагогу выделить детей — лидеров, увидеть психологические особенности каждого ребенка. Для этого каждый раз нужно ставить перед собой диагностическую задачу и фиксировать результаты наблюдений. В будущем эти наблюдения пригодятся для организации жизни детского объединения.

БЛОК «ЗНАКОМСТВО»

Упражнение «КРУГИ»

Упражнения для создания атмосферы доверия и сплоченности

Комплекс упражнений направленных на создание атмосферы доверия и сплоченности во временном детском объединении.

1. Инструкция вожатого: «Добрый день! Меня зовут ... , в течение N-ного времени нам предстоит быть вместе. Поэтому для нас очень важно узнать друг друга как можно лучше. И делать мы это будем каждый раз необычно. Я предлагаю всем встать в круг. Постарайтесь сделать это так, чтобы у вас была возможность двигаться, не задевая друг друга. Ваша задача очень проста, постарайтесь вслед за мной повторить все движения руками, телом, мимикой лица, короче делать все то, что делаю я».

Дальше следует каскад веселых ужимок, синхронных перемещений рук и частей тела, то есть движения на внимание. Это снимает напряжение от вашего первого контакта с ребятами, а постоянное переключение внимания, активизирует память. Упражнение усложняется, если к телодвижениям добавляются различные звуковые сигналы: от улюлюканья до мычания, кваканья. Педагог показывает ребятам свою готовность быть наравне с ними. Упражнение длится до 2 минут.

2. Позиция группы прежняя. Инструкция вожатого: «А теперь, попробуйте подвигаться сами, при этом с места сходить нельзя. Будьте внимательны, по моей команде: «Замри», — все застывают в той позе, при которой вас застала команда. Я попробую проверить, как вы умеете фиксировать свою позу. Я буду вас толкать, смешить, дотрагиваться — ваша поза должна оставаться неизменной. Гарантирую, что не нанесу вам никакого вреда. Попробуем? Начали.

Задача вожатого после команды, очень быстро обойти всех детей (не более 1 мин.) и постараться вывести ребенка из зафиксированной позы. Можно использовать смешные рожи, покачивания тела, хлопки, прикосновения к плечам, рукам, талии, веселые, негромкие крики. Команда: «Отомри», — дается каждому ребенку после попытки руководителя вывести его из равновесия. Фиксированная, напряженная поза, с последующим снятием мускульного напряжения, устраняет тревожность и психологическое напряжение. Ребята, прошедшие испытание, своей эмоциональной реакцией на происходящее начинают вам помогать и постепенно втягиваются в игру. В этом упражнении важна динамика.

3. Позиция группы прежняя. Инструкция вожатого: «Отлично, вы хорошо умеете слушать и выполнять мои инструкции. А теперь давайте возьмемся за руки, в замок и начнем сближаться к центру круга. Наша задача, стать как можно плотнее, при этом создать внутри идеальный круг. Давайте попробуем. Как вы считаете, получился у нас круг? Сейчас мы проверим. Если по моей команде: «Наклоните свое туловище вправо/влево», круг не развалится — он действительно идеален, в противном случае, нам все придется повторить заново. Ноги от земли отрывать нельзя. При правильном построении вы не должны испытывать никакого напряжения».

Дается команда. Упражнение повторяется 2-4 раза в разные стороны. Это упражнение направлено на формирование способов взаимодействия. От участия каждого решается общая задача. А телесный контакт снимает напряжение в отношениях мальчиков и девочек.

4. Позиция группы прежняя. Инструкция вожатого: «У нас все хорошо получается. А сейчас будьте внимательны. Круг сохраняется. Все одновременно — направо. Делаем один приставной шаг в центр круга, раз. Возьмите за талии через одного стоящего перед вами партнера. Сдвиньте коленки вместе. И все одновременно сядьте на колени партнера сзади. Давайте отдохнем. Все встали. Опустите руки, встаньте свободно».

Упражнение может быть повторено 2-4 раза в разные стороны. При этом очень важно, чтобы руководитель участвовал в каждом упражнении вместе со всеми, демонстрируя правильность его выполнения и свою открытость. Очень важно поощрять, хвалить ребят за удачно проведенное упражнение.

5. Позиция группы прежняя. Инструкция вожатого: «У каждого человека есть любимые животные. Бывают моменты, когда в мыслях мы ассоциируем себя с этими животными, т.е. представляем себя на его месте, действуем как это животное, или, когда читаем книгу и встречаем рассказ о нем, начинаем переживать все то, что с ним происходит. Таких ситуаций в нашей жизни много. Предлагаю вам вспомнить свое любимое животное и на несколько мгновений представить себя в его теле. Сделаем мы это так. Закройте глаза, представьте образ этого животного в позе, которая будет характерна именно для этого животного. Зафиксируйте в сознании эту позу. А теперь по кругу, быстро, покажите нам это животное, а мы попробуем его отгадать. Я думаю, вы уже готовы к демонстрации и узнаванию. Не смущайтесь, если кто-то до вас покажет ваше любимое животное. Мы играем в театр животных и их в этом театре, одинаковых, может быть много. Если мы не сможем отгадать показанное животное, демонстрирующий называет нам его. Вы можете использовать звуки, которые издает в жизни это животное. Поза фиксируется 3-5 секунд, потом мы отгадываем название животного. Начнем с меня».

По ходу упражнения вожатый поощряет ребят, хвалит их, помогает распознать демонстрируемое животное. Это первая индивидуальная демонстрация ребенка, проходящая в атмосфере участия, она снимает с подростка тревожность, напряженность, стереотипность поведения и отношений. Пока еще не названы имена, фамилии, увлечения и интересы ребят, а они уже готовы к неформальному взаимодействию, определенной (пока еще поведенческой) открытости. При этом незаметно для себя усваивают, демонстрируемые вожатым, способы поведения и стили взаимоотношений.

Наблюдения за ребятами во время этих упражнений позволяют вожатому получить первые представления о группе, об индивидуальных особенностях проявлений подростка, каких-то поведенческих характеристиках. После проведения этого упражнения вожатый обязательно должен поделиться своими впечатлениями о группе, не выделяя никого из этой группы, подчеркивая успешность группы, для того, чтобы у ребят не пропал интерес к последующей деятельности.

Все пять упражнений, описанных выше, занимают 30—40 минут — наиболее оптимальный вариант, потому что ребята не успевают устать, а любопытство «Что там будет дальше?» — постоянно фиксирует произвольность их внимания.

Упражнение «Визитная карточка»

Упражнения для символического отражения уникальности каждого

Реквизит: карточка (на каждого участника) размерами 9 Ѕ 12 см, цветные карандаши, фломастеры (несколько коробок в центре комнаты), булавки, скрепки или другие приспособления для закрепления карточки на одежде участников.

Упражнение проводится на том месте, где в будущем группа будет работать. Желательно, чтобы в комнате была школьная доска, цветные мелки, тряпка или лист ватмана, на котором вожатый будет показывать правила оформления карточки.

Вступительное слово вожатого: «Наступило время познакомиться поближе. Но, прежде чем мы назовем свои имена, фамилии, интересы, увлечения, расскажем друг другу: «Что привело каждого из нас сюда, в эту группу», — давайте попытаемся еще раз обратиться к себе, к своему сознанию, к своим мыслям и мечтам.

Ведь именно это подчеркивает в нас то удивительное, уникальное, что ставит нас в позицию Человека. А человек воспринимает и познает окружающий мир, мыслит и существует в нем, действует, мечтает, любит, реагирует на происходящее вокруг него категориями—символами, категориями—образами, категориями-принципами, знаниями и опытом жизни. И этот опыт начинает приобретаться человеком с момента его рождения, постепенно накапливаясь, он становится уникальным, в нем чувства, эмоции, воля, умение жить и управлять своей жизнью.

Давайте сейчас попробуем, обратившись к своему опыту, оформить свою визитную карточку, через которую каждый попытается открыть себя для других в символах-рисунках, которые подчеркнут вашу уникальность. Это поможет нам понять и принять друг друга и станет своеобразной защитой внутреннего мира каждого. А сделать это можно так: пусть на этой карточке будет несколько позиций (символов-рисунков), которые охарактеризуют вас с разных сторон:

1. Символ имени. Это единственный символ, независимый от человека. Вам подарили его родители. Со временем для каждого из нас оно приобретает какой-то смысл, становится символом принадлежности к своему «Я», попытайтесь, заглянув в себя, представить образ этого символа и изобразить его через рисунок на карточке.

2. Символ рода. Вместе с именем мы приобретаем фамилию, как символ принадлежности к роду, то есть к истории своих предков. Знаете ли вы, что лежит в основе вашей фамилии, каким символом она стала для вас?

3. Символ образа животного. Помните, мы играли в позы ваших любимых животных. В момент фиксации позы вы становились символом этого животного. А существует ли у Вас символ из предметного, животного, реального или фантастического мира, с которым вы ассоциируете себя (представляете себя в образе этого символа). Увидев его можно понять ведущие черты вашего характера, как вы ведете себя в той или иной ситуации, каков ты как человек. Попытайтесь представить в воображении этот символ, а потом изобразить его на вашей карточке. (Пример собственного символа вожатого отряда.)

4. Символ мечты. Человек живет мечтой, стремится ее достигнуть, и это помогает ему развиваться. Мечты бывают разные — житейские (выглядеть красиво, иметь магнитофон, компьютер, хорошо отдохнуть); романтические (подружиться с юношей, девушкой, получать знаки внимания, нравиться окружающим, иметь определенный имидж); целевые (добиться чего-нибудь в жизни, поступить куда-то учиться); фантастические (которые вряд ли когда-нибудь сбудутся, но помогают мне жить). И по времени они разные. Одни исполняются тут же и зависят только от моего желания, другие исполняются через некоторое время, третьи — существуют, как маячок, долгие годы, и их исполнение возможно при определенных обстоятельствах жизни. В мечтах человека — смыслы его жизни. Постарайтесь представить символ самой дорогой для вас мечты, которая согревает вашу душу и сердце, заставляет вас делать все для того, чтобы она исполнилась. (Пример символа мечты вожатого.)

5. Символ преодоления. В жизни каждого человека возникает масса разных препятствий, которые приходится преодолевать. Через это преодоление мы усваиваем понятия: «надо, могу, получается», мы приобретаем опыт и понимание, что в жизни бывают трудности, которых не избежать. Каждый раз это испытание моего «Я», маленький (или большой) экзамен человеческой состоятельности и самостоятельности. Мы редко об этом задумываемся, но это происходит постоянно (вожатый приводит несколько примеров из собственной жизни). Наступает момент, когда трудность, которую я преодолел, становится моим внутренним подвигом, потому что я почувствовал себя иначе, стал увереннее в своих силах и возможностях, т.е. я стал чуть-чуть другим. Обратитесь к своему прошлому, попытайтесь вспомнить подобную ситуацию и обозначьте ее в воображении символом, который потом перенесете на карточку. (Показ символа вожатого.)

6. Символ уникальности. Уникальность каждого человека подчеркивается целым комплексом его состояний, их проявлением в поведении и отношениях с другими людьми. Мы пытаемся очень часто давать оценки другим: «Он такой-то, такой-то...», — и совсем не задумываемся: «А каков я сам? Что является моим внутренним стержнем, силой, чертой, которая помогает мне жить и сосуществовать в этом большом, бурлящем мире? А что помогает мне общаться с другими, действовать с ними сообща, то есть, что характеризует мою внутреннюю привлекательность для других, и есть ли у меня что-то, что выделяет меня среди других?» Попробуйте сейчас задать себе эти вопросы и представить в воображении символ своей привлекательности. (Пример из жизни вожатого.)

Я думаю, что каждый из вас уже готов приступить к оформлению своей визитной карточки. Карточки у вас в руках, карандаши и фломастеры перед вами. Схема карточки на доске, в вашем распоряжении 40 минут. Если у кого-то возникнут вопросы, я к вашим услугам».

Этические правила группового взаимодействия

После оформления визитной карточки алгоритм работы отряда может быть разным. Надо помнить о том, что для большинства подростков работа с карточкой была первым опытом самоанализа, актуализации отношений к себе, проблематизации собственных идей в понимании «Я-концепции», и поэтому подросток должен быть наиболее защищен от отношения группы. В связи с этим после этого упражнения следует провести разговор-дискуссию о правилах (законах, традициях, нормах) группового взаимодействия. Главным становится понимание и принятие каждым ребенком этих правил. Только после принятия отрядом правил (они описаны выше) идет очное знакомство ребят друг с другом.

Знакомство через самопрезентации

Традиционной для «Орленка» формой знакомства принято считать «огонек» «Расскажи мне о себе», содержательным наполнением такого огонька становится визитная карточка. В ходе знакомства на «огоньке» очень важно поддержать каждого, продемонстрировать в случае необходимости реализацию принятых правил группового взаимодействия, через игры на внимание, движение постоянно снимать появляющееся напряжение. В общей сложности на работу с визитной карточкой, дискуссию по правилам и «огонек знакомства» уходит около 2,5 часов. Поэтому целесообразно этот этап распределить на целый день, в промежутках которого ребята должны отдыхать, заниматься спортом и т.д.

На этом первый этап практической работы завершается. Он направлен на формирование среды общения с позиции доверия и защиты, демонстрацию возможностей, снятие тревожности и напряженности с членов временного детского объединения.

БЛОК «ОБЩЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ»

Основная цель этого этапа в создании условий для присвоения и демонстрации культурных норм общения, понимания идей предстоящей совместной деятельности подростков и вожатых, для выдвижения собственных идей развития и на их основе возможных идей группового взаимодействия.

Целиком описать этот этап не представляется возможным из-за большого объема материала, используемого в работе вожатого, поэтому опишем только логику движения отряда на этом этапе, адресуя читателя к тем источникам, в которых описаны те или иные методы, приемы, упражнения и тренинги, игровые способы группового взаимодействия, которые сейчас широко освещены в научно-методической литературе.

Работа в микрогруппе. В целях педагогической успешности предстоящей смены удобно строить работу вожатого по микрогруппам подростков, оптимальный состав микрогруппы — 5—6 человек. Это позволяет каждому подростку высказать свое мнение, понять другого участника, активно включаться в ситуации, задаваемые вожатым, поэтому для меня важным становится формирование таких микрогрупп, в которых подросток будет чувствовать себя комфортно, не ощущать напряжение, чтобы у него появилось желание активно действовать в составе микрогруппы.

Вариантов формирования микрогрупп сегодня очень много. Предлагаем только те, которые в практике автора дали наиболее качественные результаты.

Инструкция вожатого: «Мы уже познакомились, немного узнали друг друга. Наступило время сформировать экипажи, в составе которых мы отправимся в путешествие на этих воздушных шарах в исследовательскую экспедицию. Нас ждут приключения, испытания, поиск и принятие решений. Все это потребует от экипажа сплоченности, совместимости, понимания. В составе экипажа: командир экспедиции, штурман, ответственный за техническую часть и хозяйство, 2—3 научных сотрудника. (Набор экипажа зависит от количества ребят в группе; может меняться и легенда инструкции вожатого.) Формировать экипажи мы будем так. Я приглашаю выйти сюда ... (Называются ребята, которых руководитель увидел на предыдущих занятиях как наиболее открытых, активных, умеющих организовать несколько ребят, т.е. проявивших некоторые лидерские качества.) Эти ребята выбирают себе штурманов (идет выбор); штурманы выбирают бортмехаников, те в свою очередь одного научного сотрудника и т.д. Если вдруг кого-то не выбрали, он входит в любой экипаж по желанию».

Такое формирование микрогруппы по симпатиям частично обеспечивает основу сплоченности микрогруппы: «меня выбрали, я выбрал — значит несу ответственность за себя и свой выбор».

2 вариант. С использованием тех же шаров. Он предназначен для реализации принципа добровольности в формировании микрогруппы, но не ограничивает количество детей в группе, и потому требует от вожатого высокого профессионализма.

Инструкция вожатого: «Посмотрите внимательно на этот рисунок. Представьте, что видите эти воздушные шары не на плоскости, не на рисунке, а в воздушном пространстве. Обратите внимание на направление полета шаров, сосредоточьтесь на рисунке и выберите тот шар, который вам больше всего понравился, в котором вам бы хотелось полететь в путешествие. Если ваш выбор произошел, запишите свою фамилию под корзиной этого шарика. Приступайте».

Распределение ребят по шарикам будет неравномерным. При этом для вожатого отряда данная технология является диагностической. По нашим наблюдениям, подростки из 1-го шарика — экстраверсивны, социально открыты; стремятся к работе в организованной группе сверстников; из 2-го — интраверты, более закрыты, но с удовольствием работают в микрогруппе, если предмет деятельности совпадает с их интересом и возможностями; из 3-го — повышенно экстраверсированы, активны, стремятся к любым видам организованной деятельности, не всегда соотносят свои возможности с задачами микрогруппы, как бы завышая их; из 4-го — наиболее закрытые ребята, не любят и не умеют организовывать других, но прекрасно разбираются с проблемами, и с удовольствием выдвигают конструктивные идеи, правда, не знают, как их можно реализовать. В этом состоит сложность работы с подобными микрогруппами у вожатого. Вместе с тем, дает ему возможность использовать субъективные особенности подростков в дальнейшей работе отряда.

Приведенные варианты формирования микрогрупп естественно не исчерпывают современного арсенала методов этой работы. Важно помнить, что любой из имеющихся в опыте педагога методов должен поддерживать ребенка в его желании быть и участвовать в групповом взаимодействии, быть привлекательным для него.

Упражнения для снятия напряжения в группе

Микрогруппы сформированы. Необходим комплекс игровых действий, которые позволят ребятам снять напряжение связанное с нахождением в микрогруппе. Он должен длиться 10—15 минут. Последовательность этих игровых упражнений может быть следующей:

1. Упражнение «Идеальный круг». Проводится так же, как описано выше.

2. Упражнение: «Восковая палочка» или «Колокол».

Один участник группы становится в центр круга, закрывает глаза, ноги вместе, руки вдоль туловища. Его задача зафиксировать свое тело и позволить остальным участникам положить руки на его плечи, спину, руки и покачать его по часовой стрелке в кругу. Остальные участники кладут ладони на плечи, спину, руки стоящего в центре, принимая тяжесть на несколько мгновений на себя, передают из рук в руки своего товарища, перемещая тело по кругу. Группа должна обеспечить полную безопасность находящегося в центре круга. Через испытание проходит каждый член группы.

3. Упражнение «Восковые фигуры».

Инструкция: «Решите в группе, кто станет из вас владельцем и экскурсоводом по небольшой экспозиции музея восковых фигур. Остальные участники должны будут по команде экскурсовода застыть в позах, каждая из которых по смыслу будет изображать отдельный фрагмент экспозиции по теме, которую вы обсудите и примете все вместе. Вам дается пять минут на обсуждение темы и репетицию вашей экспозиции и одна минута на представление остальным группам. Время пошло». Далее идет демонстрация экспозиций микрогрупп.

Этого набора игровых упражнений вполне достаточно для дальнейшей работы с ребятами по смыслам и пониманию предстоящей деятельности.

Работа с ключевыми понятиями смены

Для этого вожатый должен заранее, исходя из целей предстоящей смены выделить ключевые слова или фразы, понимание которых позволит ребятам обозначить проблемы, связанные с этими ключевыми словами. Хорошо постараться каждое ключевое слово или фразу задать с двух сторон: «Я — Мы».

Например, при проектировании жизни в детском объединении ключевыми словами-понятиями становятся: «Интерес», «Желание», «Самоуправление», «Возможности», «Сотрудничество» и т.д. Для ребят их обозначают: «От интересов каждого к общему делу», «Мое желание — наши возможности», «Сами или за нас», «Я и мы вместе» т.д., то есть показывая в микрогруппе свое понимание ключевого слова, каждый сразу ставит себя в позицию «Я — Мы», тем самым осваивая нравственный опыт взаимодействия.

Обсуждение в микрогруппе проводится по каждому ключевому слову отдельно, вырабатывается позиция: «Мы считаем», — и докладывается всему отряду без обсуждения. Мнение группы фиксируется на доске. Возможны индивидуальные доклады подростков, если они не согласны с позицией микрогруппы. Вожатый по ходу обсуждения уточняет высказывания ребят, вычленяет те идеи, которые звучат в высказывании групп и фиксирует их на доске. Во время дискуссии необходимо обращаться к правилам группового взаимодействия, напоминать ребятам их смысл и в случае возникновения какого-то напряжения снимать его игровыми приемами. Чаще всего дискуссия на понимание длится 45—50 минут, что не вызывает у подростков негативной реакции. Убедившись, что смысл ключевых слов усвоен подростками, достигнув общее понимание, вожатый ставит перед подростками задачу попытаться выделить те проблемы, которые связаны со смыслами ключевых слов. Он предлагает им при этом ответить на ряд вопросов: «Зачем? Почему? Как?» Это вопросы-помощники для вычленения проблем. Вожатый показывает на примере, как выделяется проблема. Она возникает всегда при противоречии индивидуального и коллективного подхода, и понимание этого тоже помогает подростку увидеть свое место и роль в выдвигаемой проблеме и ставит его в позицию «МЫ».

Этап проблематизации

Проблематизация самый сложный этап в планировании работы отряда. Выдвижение идей идет в форме «мозгового штурма», модификации которого сейчас широко описаны в литературе.

Этап планирования

Последний этап планирования — конкретизация выдвинутых идей и их планирование и реализация в жизни детского коллектива. Для удобства понимания подростками идея облекается в какую-то интересную форму. Набор форм позволяет распределить их в определенном временном периоде по мере их усложнения или возможности для подростков, тут же дается ответ на вопрос: «Когда, кто и как станет организатором и проводником наших идей?»

На этом миссия организатора в группе групповой деятельности исчерпана, материалы передаются органам самоуправления, инициативным и творческим группам, советам дела и т.д.

Итог работы — рефлексия

Заключительным фрагментом работы отряда становится рефлексия собственных достижений. Разговор должен затронуть те вопросы, которые позволяют подростку оценить приобретенный им опыт в эмоционально-чувственной, волевой, прикладной сферах человеческих отношений и взаимодействия. Вожатый направляет разговор и помогает каждому разобраться в достигнутом, поощряет успехи ребят и обращает их внимание на успехи других. В конце разговора ребятам предлагается подарить свою визитную карточку тому человеку, который стал для него другом, поддерживал в работе. Смысл этого акта в том, что доверяются свои символы другому, делается свой нравственный выбор и дается высшая оценка другому.


  1. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991. — С.168.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности