Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2000 / Николай Яковлевич Грот

История психологии

Стр. «69—70»

Татьяна Марцинковская

Николай Яковлевич Грот

 

Н.Я. Грот окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После университета он уезжает на стажировку за границу, где изучает последние достижения немецких, английских и французских ученых. По возвращении на родину он получает должность профессора в Нежинском университете. В 1880 году защищает магистерскую, а в 1883 году докторскую диссертации, в которых развивает свою концепцию логики и эмоций. Именно проблема эмоционального развития становится одной из важнейших в творчестве Н.Я. Грота. В 1886 году М.М. Троицкий передает ему заведование кафедрой философии Московского университета, а с 1887 года он возглавляет и Московское психологическое общество. Развивая свою программу построения психологии, Н.Я. Грот считал, что она должна быть объективной, естественной, экспериментальной наукой, доказывая, что именно психология должна лежать в основе наук о человеке. Он был активным сторонником практического использования психологии, ее связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией.

Особое внимание в своих работах Н.Я. Грот обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не только с мыслями, но и с ощущениями, то есть по существу говоря о «эмоциональном тоне ощущений». Одна из его первых книг так и называлась — «Психология чувств», и в ней он пытался применить законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии, к психологии. Говоря о возможности практического применения данных его исследования о связи чувств и ощущений, он доказывал, что в реальной жизни человеческая психика находится в равновесии между состоянием пессимизма и оптимизма. Считая, что существует баланс сил в удовольствии и страдании, он доказывал, что изменение равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные способности человека, так как, если ему очень плохо, он фактически уже не может ощущать чего-то нового и не воспринимает ничего положительного. Поэтому, доказывал Н.Я. Грот, психике необходим балланс противоположных сил и отрицательные чувства должны компенсироваться положительными и наоборот.

Он также говорил о том, что его теория баланса сил связана и с развитием нравственности у человека, так как люди начинают ощущать всю полноту возмездия за свои дела еще на земле, когда за каким-то радостным событием может последовать огорчение оттого, что радость была получена в ущерб другому. Точно так же и горе может впоследствии компенсироваться радостью.

Вопрос о свободе воли Н.Я. Грот рассматривал как проблему отношения мотивов воли к ее актам, то есть сводил к вопросу о возможности такой абсолютной свободы психической деятельности, которая бы совершенно не зависела от других деятельностей, а также к вопросу о характере зависимости человека от своего состояния.
Н.Я. Грот отмечал, что в человеке существуют два основных стремления — отрицательное (с его точки зрения), которое заключается во влечении к чувственному, материальному существованию, и положительное — которое состоит в стремлении к вечности. В норме эти идеальные стремления и являются высшими человеческими чувствами, а выражением свободы личности является осознание возможности и падения (к жизни только материальной) и возрождения (то есть к жизни в вечности) личности. Таким образом, подчеркивал Н.Я. Грот, свобода личности является и положительным, и отрицательным понятием одновременно. При этом сама проблема наличия или отсутствия свободы воли может быть понята и решена лишь на основе самосознания человека, лишь на основе осознания человеком свободы своего выбора той или иной формы деятельности.

Делая вывод о том, что «развитие в индивидууме личной воли возвращает ей свободу действия или бездействия и является основной, направляющей и определяющей саморазвитие личности», Н.Я. Грот фактически говорил о том, что развитие личности направлено прежде всего на борьбу с ограничениями воли, которые коренятся как во внешнем мире, так и в наследственной организации человека, его теле. Таким образом, он приходит к основной для его концепции идее о том, что «свобода личной воли есть дар единой вселенской воли, но достигаем мы ее самостоятельно, в процессе нашего индивидуального саморазвития».

Н.Я. Грот фактически не столько обосновывал возможность свободного и осознанного выбора поведения, сколько говорил о том, какой стиль жизни необходимо избрать для того, чтобы поведение и вся жизнь человека могли рассматриваться как нравственные и правильные.

Н.Я. Грот являлся одним из основателей российской экспериментальной психологии, заложив не только основы подхода к психологическому эксперименту и интерпретации полученных знаний, но и создав оригинальную теорию эмоционально-нравственного развития человека.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности