Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2003 / Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска

Личность в экстремальных условиях

Стр. «145—149»

Майя Вальце

Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска

 

Проблема социальной адаптации

Оптимальное решение всего комплекса вопросов, возникающих в практической деятельности по оказанию помощи в социальной адаптации детей и подростков группы риска, требует уточнения базовых позиций как в выборе методов диагностики, так и в построении системы мероприятий, обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое воздействие.

Критерии отнесения к группе риска

В группы риска входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: 1 – генотипические особенности и врожденные дефекты; 2 – социальные условия; 3 – особенности развития личности – дети и подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.

Факторы, определяющие особенности психического и личностного развития, весьма разнообразны. Их спонтанное взаимодействие зачастую провоцирует нарушение, сбои нормального развития ребенка соответствующего возраста.

Дети и подростки, входящие по своим генетическим, социальным и личностным показателям в группу риска, в условиях учреждений интернатного типа становятся априори депривированными детьми и подростками. Оторванные от семьи, находящиеся в маргинальной среде своих сверстников, эти дети и подростки становятся особой группой риска.

В этом случае мы наблюдаем типичные личностные изменения: несформированность самосознания – несоответствие возрастным особенностям; несформированность коммуникативных способностей; синкретичность ценностно-нормативных представлений; высокая внушаемость, дисгармоничность эмоционально-волевой сферы. При этом наблюдается сниженность умственного развития и развития остальных психических функций. Указанные изменения могут приводить к так называемым диссоциальным личностным расстройствам.

В то же время депривированные дети и подростки группы риска отличаются выраженным снижением показателей физического здоровья. Эти дети часто находятся в состоянии так называемой предболезни или просто имеют хронические болезни. Физическое развитие ослаблено: осанка и походка подчеркивают, что это депривированные существа.

Психологическая помощь детям и подросткам группы риска

Рассматривая адаптацию в социально-педагогическом аспекте, мы подразумевали выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях микросоциальной среды. В связи с этим психолого-педагогическую помощь детям и подросткам группы риска необходимо объединять в комплексную систему профилактических и коррекционно-реабилитационных мер, направленных не только на развитие познавательных процессов (что к настоящему времени в литературе получило наибольшее освещение), но и на повышение самостоятельности при выборе ориентировок и формировании системы ценностных установок, в укреплении социальной позиции и личностных проявлений.

Акцентируя внимание на профилактической работе, необходимо говорить о том, что система психолого-педагогических мероприятий должна охватывать длительный период развития детей и подростков, отнесенных к группе риска. Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте, затрудняющих социализацию, чрезвычайно велик. В связи с этим так важна ранняя комплексная диагностика, включающая анализ всех параметров, составляющих структуру самосознания личности.

Подходы к методам диагностики

В мировой практике наиболее широкое распространение получили методы, построенные по принципу количественного измерения эффективности психических процессов путем использования тестов. Исторически теоретической основой данного подхода явилась функциональная психология. Параллельно с этим направлением, как бы дополняя его, используются методы, основанные на качественном системном анализе психической деятельности. Они базируются на стыке теоретических положений, выдвигаемых в исследованиях по физиологии высшей нервной деятельности и общей психологии, согласно которым психические функции формируются прижизненно в процессе созревания нервных структур и одновременно с разнообразными аспектами жизнедеятельности ребенка.

Важнейшим принципом, отражающим комплексный подход к разработке диагностических методов и направлений в коррекционно-воспитательной работе, признается анализ личностных качеств с учетом мотивов, целей, отношений к самому себе и окружающим, к результату своей деятельности.

Эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. Сложность диагностики эмоциональных нарушений требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме.

В то же время известны достаточно подробные описания различных психокоррекционных техник. Например, нейролингвистическое программирование, психотехнические игры, эмоционально-волевые тренинги и др.

Однако психотехнические приемы нередко на практике используются психологами и педагогами без учета индивидуальных особенностей конкретного обследуемого, без анализа его клинико-психологических и психолого-педагогических данных.

Уже на этапе диагностики конкретного ребенка, имеющего затруднения в социальной адаптации, важно тщательно сопоставлять его фактический возраст с той типологией возраста, которая принята в психологии: для выявления причин социальной дезадаптации необходимо учитывать закономерности детского развития.

В течение многих лет мы искали способы организации условий для психологического сопровождения детей и подростков группы риска, проживающих в учреждениях интернатного типа.

Авторская модель условий проживания и развития детей и подростков группы риска

Нами разработана модель условий для комфортного проживания, физического и психического развития детей и подростков.

Исходя из концепции В.С. Мухиной относительно исторически обусловленных реальностей существования человека (1 – реальность предметного мира; 2 – реальность образно-знаковых систем; 3 – реальность социального пространства; 4 – природная реальность), мы построили практическую модель бытия и развития личности детей и подростков группы риска, находящихся в интернатных учреждениях.

С психологической точки зрения обосновывались условия внутреннего пространства корпуса, где проживают, учатся, занимаются спортом, творческими видами деятельности дети и подростки. Непременное условие обустройства этого пространства жилища-школы – открытость во внешний мир: сад, лес, море.

Согласно нашей концепции мы разрываем тенденции закрытой урбанизации открытостью, обратимостью пространства предметного и природного мира. В помещениях много комнатных растений и традиционных злаковых культур с цветной перевязью крученых ниток и шнурков. В открытые окна смотрят живые цветы и деревья из сада. В каждом помещении предметы с жестко определенным функциональным назначением перемежаются с природными объектами, которые предназначены для радости их восприятия.

В природном мире – на территории интерната в свою очередь гармонично располагаются рукотворные предметы – спортивные снаряды, игровое оборудование, вазы для цветов, а также мастерские, помещения для творчества, музей народного творчества.

Таким образом пространства рукотворных предметов и природных объектов перемежают друг друга. Дети и подростки группы риска в этих условиях имеют возможность много двигаться, играть, заниматься спортом.

Роль идентификации-обособления в развитии индивидуальности

Памятуя о том, что психическое и личностное развитие определяется развивающимися механизмами идентификации-обособления, мы создаем специальные условия. Для успешной идентификации детей и подростков с педагогами и воспитателями, с образами, достойными подражания (в том числе и с национальными героями), – это условия уроков и творческого личностного общения. Для идентификации детей и подростков с природой – это специальная работа воспитателей по изучению природы и обучению ее созерцания.

Дети и подростки также учатся обособлению – они проходят специальные инициации, где получают знания о ценности и пользе обособления для развития своей личности. Они научаются чувствовать, например, что созерцание это не только идентификация, но и определенная форма обособления. Они учатся понимать, что в ряде случаев обособление – это способ сохранить (защитить) свою индивидуальность.

Работа с учетом механизмов идентификации-обособления развивает потенциал личности: содействует фиксации ребенка и подростка на внутренних переживаниях, углубляет рефлексивные способности.

Влияние реальности образно-знаковых систем

Отдельное внимание уделяется реальности образно-знаковых систем в условиях бытия и ученья в интернатном учреждении. В первую очередь речь идет о родном языке, традиционном искусстве (песни, танцы, изобразительное искусство), традиционных способах общения старших и младших, мужчин и женщин, знакомых, малознакомых и чужих. Язык выступает средством культурного, национального и индивидуального развития. Язык – источник формирования глубинных установок на ценностное отношение к окружающему миру: людям, природе, предметному миру, самому языку. Язык выступает как концентрация национальных коллективных представлений, идентификаций и обособлений наших предков и современников.

Учет влияния социального пространства

В соответствии с нашими психологическими позициями мы обращаемся и к проблеме поведения детей и подростков группы риска в условиях широкого социального пространства и разнообразного по своей типологии человеческого социума. Здесь важно правильно диагносцировать наличие разных форм социально-педагогической запущенности, обнаружить возможные диссоциальные личностные расстройства, выявить особенности отклонений психического развития и комбинаторику психических расстройств.

Необходимость использовать потенциал всех реалий

Сущность психологического сопровождения детей и подростков группы риска состоит в использовании потенциала воздействия всех реалий, определяющих существование и развитие человека.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности