Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3-4 / 2001 / Рецензия на программу «Истоки» — базисную программу развития ребенка-дошкольника (2-е изд., испр. и доп. -М.: Карапуз, 2001. 19,0 п.л.)

Рецензии

Стр. «195—199»

Валерия Мухина

Рецензия на программу «Истоки» — базисную программу развития ребенка-дошкольника (2-е изд., испр. и доп. -М.: Карапуз, 2001. 19,0 п.л.)

 

Современную ситуацию в образовании отличают многообразие программ и педагогических технологий, явно выраженная тенденция к значительному изменению содержания обучения и воспитания. В связи с этим важное значение имеет создание базисной программы развития ребенка, в которой были бы заложены приоритетные направления разностороннего развития и определен научно обоснованный, достаточный и необходимый объем содержания образования.

В качестве такой программы можно рассматривать программу «Истоки». Основными ее характеристиками являются: 1 — направленность на личностное развитие ребенка; 2 — переход от «навыковой» педагогики к педагогике развивающей; 3 — реализация деятельностного подхода.

«Истоки» — программа открытого типа. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи образования, которые могут решаться с помощью разных педагогических технологий, что создает воспитателю пространство для творческого построения педагогического процесса. Воспитателю предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей.

Программа опирается на достижения отечественной и мировой психологической и педагогической науки. В основу программы положены: идея о том, что развитие определяется присвоением материальной и духовной культуры, концепция психологического возраста, имеющего свою структуру, динамику и содержание развития.

Каждый психологический возраст рассматривается в системе отношений ребенок — взрослый, что определяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают мотивы новых видов деятельности. Программный материал по каждому психологическому возрасту начинается с характеристики ведущей деятельности.

В базисной программе «Истоки» выделяются три психологических возраста: раннее детство (младенчество — от рождения до года и ранний возраст — от года до 3 лет); младший (от 3 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

Несомненным достоинством программы является ее четкая структура. В ней полно представлены линии психического развития ребенка, определено базисное содержание образования, заданы ориентиры развития базисных характеристик личности ребенка.

По-новому определена основная задача программы: формирование у детей универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям.

Впервые программа включает два блока: базис и предлагаемый авторами вариант его реализации.

Новизна программы определяется подходами к целям, приоритетным направлениям развития, условиям воспитания и обучения, показателям развития.

В каждом разделе, презентирующем возраст, обсуждаются:

1 — ведущая деятельность;

2 — социальное развитие;

3 — познавательное развитие;

4 — эстетическое развитие;

5 — физическое развитие.

Такая структура организует информацию, позволяет соотнести различия и достижения возраста.

Важное значение имеет раздел «Ведущая деятельность», в котором последовательно (по возрастам) рассматриваются: общение; предметная деятельность; игра. Традиционное выделение ведущей деятельности представлено современными уточнениями, акцентами на условиях развития и рекомендациями.

Раздел «Физическое развитие» последовательно предлагает: описание и оценку возрастных возможностей ребенка; содержание и условия педагогической работы; показатели развития и др.

Раздел «Социальное развитие» впервые представлен в отечественной программе как самостоятельный. Здесь осуществляется рассмотрение общения ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками в единстве с анализом его развивающегося самосознания. Общение при этом рассматривается в качестве необходимого условия присвоения ребенком важнейших нравственных ценностей. Разработаны показатели социального развития ребенка каждого психологического возраста. На основании этих показателей можно судить о степени социальной зрелости ребенка.

Начиная с раннего возраста выделяется раздел «Речь и речевое общение». В этом разделе осуществлен новый, функциональный подход к речевому развитию дошкольников. Коммуникативная функция — рассматривается как основная в речевой деятельности, а диалог — как универсальная форма речевого общения. В содержании в соответствии с личностно-ориентированной моделью педагогического процесса преимущество отдается таким видам речевой деятельности, в которых дети могут свободно выразить себя, высказать собственное мнение.

Раздел «Познавательное развитие» последовательно раскрывает возможности познавательного развития ребенка. Объединяющим началом раздела является направленность на обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, развитие инициативности и самостоятельности в познании, формирование первоначальной культуры мышления.

Предлагаемый программой новый подход к освоению грамоты, опирающийся на использование различных видов детской деятельности, позволяет дать детям подлинные ее основы, сохранив при этом специфику дошкольного типа обучения.

Продуктивным представляет подход к экологическому воспитанию детей на основе мотивации здорового образа жизни, интереса и любви к природе.

В рамках раздела реализован новый подход к организации детского конструирования, понимаемого как деятельность, внутри которой формируется универсальная способность к построению разных целостностей (конструкций, сюжетов, текстов и т.п.) и наделению их индивидуальными смыслами, что делает детское конструирование подлинно творческой, развивающей деятельностью.

Раздел «Эстетическое развитие» посвящен формированию у ребенка художественных способностей. В художественных видах деятельности ребенок приобщается к культурным способам отражения мира, художественному творчеству.

Важной составляющей раздела является «Художественная литература», которая рассматривается прежде всего как собрание культурных способов восприятия мира и действий в нем. В разделе предлагаются детские потешки, песенки, сказки и литература для детей. В этих произведениях народной педагогики и литературных источниках представлено слово с исконными традиционными значениями, не загрязненное разнообразием смыслов, которыми заполняется слово в последующие периоды развития человека. Источники для детей прекрасно подобраны — они представляют истинную ценность для духовного воспитания ребенка.

Подраздел программы «Дети в музее изобразительного искусства» дает новые возможности в воспитании у дошкольников основ художественного вкуса, предпосылок эстетической и этической избирательности. Это особенно значимо в современных социокультурных условиях, характеризующихся экспансией «массовой» культуры, амбивалентностью информационного потока.

В основе предлагаемого подхода к музыкальному воспитанию детей лежит концепция музыкальности и музыкальных способностей. В структуру музыкальности введено музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов. Главный акцент сделан на развитии у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, формировании отношения к музыке как высокому искусству.

Исключительно важным является выделение самостоятельного раздела «Здоровье». Содержание этого раздела построено на современных представлениях о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности его организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат нормального хода его развития.

Существенным достижением программы являются новые формы организации обучения дошкольников в детском саду. Дети учатся не только под непосредственным руководством взрослого, но и на основе взаимообучения, и в условиях организации их деятельности в развивающих культурных, предметно-игровых, природных и собственно дидактических средах.

Авторами определены принципы программно-целевого планирования, создающие условия для развития детей на основе творческого поиска педагога, учитывающего динамику развития каждого ребенка, его индивидуальные особенности.

Исключенную ценность для практики дошкольного образования представляет мощный механизм педагогического мониторинга, заложенный в программе: каждый ее раздел имеет четкие формулировки задач и показателей развития.

Впервые в отечественной практике создания программ дается раздел «Базисные характеристики развития личности» применительно в детям раннего и всех дошкольных возрастов. Воспитатели и практические психологи дошкольного учреждения получают благодаря этому реальную возможность отслеживания нормы социального, мотивационного, когнитивного, речевого, эмоционального, волевого и др. развития детей.

В порядке пожеланий следует указать на необходимость некоторого дополнения к программе.

Во-первых, в связи с содержанием диагностического блока программы хотелось бы высказать авторам пожелание в последующих изданиях, дать практикам рекомендации и по коррекции развития детей.

Во-вторых, можно было бы в системе методической поддержки программы «Истоки» издать также соответствующие возрастам диагностические методики, справочный материал относительно диапазона норм развития и др. Это стало бы полезным ориентиром и поддержкой в работе практического психолога в детском саду.

Пожелания ни в коей мере не умаляют достоинств и принципиальной новизны программы «Истоки» в целом.

Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» — научно обоснованная, «открытая» программа нового типа. Работая по этой программе, воспитатель и психолог получают ориентир, позволяющий использовать потенциал этой программы, и строить свой подход к воспитанию ребенка на добротной основе норм развития.

Программа «Истоки» написана высокими профессионалами — известными учеными и практиками.

Важно, что программа имеет технологическую проработанность, о чем свидетельствует серия изданных в ней методических пособий.

Базисная программа «Истоки» отвечает современным требованиям; принципиально нова по своей концептуальности и конкретному содержанию; конкурентоспособна. Программа может быть рекомендована к широкому использованию в Российской Федерации, в связи с чем целесообразно присвоение ей грифа Министерства.

Доктор психологических наук,
профессор
В.С. Мухина

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности